Алхимия знаний. Формула успеха учителя

Главные новости

  • Особый подход. Почему школы не спешат становиться инклюзивными?
    Лето – не только время отдыха. В этот период родители детей школьного возраста ищут подходящее учебное заведение. Определяются и те, кто имеет школьников с особенностями возможностей здоровья (ОВЗ). Казалось бы, выбрать школу для них не так уж трудно. Ещё в 2012 году в России приняли закон «Об образовании», в...
  • «У нас сейчас по расписанию море, но мы хотим идти работать»
    Почему подростки из образовательного центра не хотят идти на море, зачем они приезжают в Сочи вместе со своими учителями и как хоккеисты слушают лекции по физике? Indicator.Ru рассказывает об образовательном центре «Сириус». Что такое «Сириус» Идея центра состоит в том, чтобы, не...
Алхимия знаний. Формула успеха учителя
Её ученики из года в год получают высшие оценки по ЕГЭ - от 96 до 100 баллов!
Династия химиков
Саша Линни, vlad.aif.ru: - Можно сказать, что любовь к химии передалась вам по наследству?
Светлана Фетисова: - Я из семьи химиков: родители в своё время с отличием окончили Пермский государственный университет. Папа - кандидат наук, возглавлял химическую лабораторию на большом оборонном предприятии, мама - тоже начальник химлаборатории. Помню, что дома всегда выписывали журнал «Химия и жизнь». Я обожала читать раздел «Домашняя химическая лаборатория», доставала колбы, склянки, пробирки, - ставила опыты. Когда окончила школу, уже знала, что буду поступать только на химическую специальность в Пермский госуниверситет.
С.Л.: - О профессии учителя вы даже и не задумывались?
С.Ф.: - Я заканчивала кафедру аналитической химии. Если бы хотела работать в школе, пошла бы в Педагогический институт. О школе даже и речи не было! После защиты красного диплома я планировала стать младшим сотрудником, написать диссертацию, вести научную деятельность... Но в 21 год резко всё изменилось. Я вышла замуж за военного и уехала в Саратовскую область. Приехали в военный городок, а там безработица! Мой красный диплом оказался никому не нужен. До 30 лет я занималась только семьёй, детьми...
С.Л.: - Как открылся ваш талант учителя? В таких историях не обходится без счастливого случая...
С.Ф.: - Однажды ко мне «в гости» пришли из управления образования... Рассказывают: «Маленькая деревенская школа уже полгода без учителя химии. У вас же есть диплом. Попробуйте». А я же всё позабыла за это время, детей воспитывала очень долго. Но на свой страх и риск решила съездить посмотреть, что это за школа такая. Как сейчас помню: ученики высыпали на крыльцо, школьный коллектив обступил со всех сторон. Меня подкупила их непосредственность. Думаю - «Эх, была не была!». Сходила в сарай, погрузили с мужем все мои академические «талмуды» на саночки... С этого времени я с головой погрузилась в химию и больше ей не изменяла.
С.Л.: - Как прошёл дебют? Удалось увлечь предметом?
С.Ф.: - Химия - несложный предмет, просто многие его не понимают. Поэтому всё зависит от учителя. Если увлечёт, «заразит» знаниями - начнут понимать, полюбят предмет. Я пришла зимой, а уже весной девятиклассники сдавали экзамен по химии - сами захотели. Школе я отдала 8 лет...
Пушкинская атмосфера
С.Л.: - Я так понимаю, что во Владимире вы оказались волею судьбы...
С.Ф.: - В 2000-м году мужа перевели сюда по службе. Я сразу устроилась работать учителем химии в школу № 24, вела 8-11 классы. У старшеклассников химия стала любимым предметом. В это же время я начала готовить и участников олимпиад. Когда я пришла, школа была громадная - под тысячу детей. Потом сказалась «демографическая яма» 90-х - школа опустела - всего 400 детей, учить стало некого. Да и в личной жизни наступили тяжёлые времена. Конечно, я тяжело это всё переживала, но понимала, что надо что-то менять, двигаться дальше. В 2005 году я устроилась в лицей-интернат № 1.
С.Л.: - Сразу вспомнился Петербург: лицеисты, юный Пушкин, пылкие мятежные души. Не страшно было входить в эту «тонкую» атмосферу? У школы, кстати, даже девиз из строк великого поэта: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
С.Ф.: - Это профильная школа, уникальная во всех смыслах. Возглавлял её ныне покойный Павел Тезеевич Ширяев, который создал систему «школы-общины». В 95-м в её статусе официально закреплены лицейские профильные классы. Заслуженный учитель России собрал сильнейший коллектив. Многие в лицее преподают десятилетиями. Эта «планка» - ориентир и для учеников. Школа - лауреат множества конкурсов. В том числе федеральных. Но дело - не только в высоких наградах. Здесь ценят, прежде всего, атмосферу «братства». В 10-11 классах учатся дети с высоким потенциалом, приехавшие из «глубинки». Они понимают, что из своих деревень надо как-то вырываться. А как вырваться? Только знаниями.
Поначалу, конечно, было страшно... Кстати, когда меня брали на работу, я прошла проверку палаточным лагерем «Лицеист». Представляете? Мне 46 лет, я человек городской... И тут директор говорит: «Мы вам даём классное руководство, будете вести профильный класс химбилов» (химико-биологическое направление, - прим. ред.). Собирайтесь, поедете в палаточный лагерь, у нас там много выпускников работает». Делать нечего... Первая ночь была катастрофой! Я оделась, как на пикник. Среди ночи проснулась от жуткого холода, нацепила всю одежду из рюкзака (смеётся). Всю смену директор наблюдал, как я вхожу в контакт с детьми... Я успешно прошла проверку!
С.Л.: - А потом в России ввели ЕГЭ. Как вы отнеслись к такому «ноу-хау»?
С.Ф.: - Да, с 2007 года в школах ввели ЕГЭ. Мы не боялись тестов. У нас занятия по 5 часов в неделю. Все знания я даю ребятам на уроках, никакие репетиторы им не нужны. Первопроходцем, помню, была Катя Гарина. Тогда казалось, что 75 баллов - это что-то невиданное. Мы так гордились её результатом! Катя поступила в Росси́йский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева. Сейчас защищает диссертацию. Она приехала из маленькой деревни, благодаря лицею получила путёвку в жизнь.
С.Л.: - Ваши ученики благодаря высоким баллам по ЕГЭ получают возможность поступить в ведущие вузы столицы! Много у вас таких подопечных?
Не верьте, это слухи...
С.Л.: - К ЕГЭ многие относятся негативно, говорят, что из-за тестов дети ушли от школьной программы, что их специально «натаскивают» на решение тестовых задачек, а ещё ходят слухи, что «блатным» подкладывают правильные ответы или помогают решать задания... Что вы на это скажете?
С.Ф.: - Это просто тестовый контроль. Это говорят люди, которые далеки от образования. «Натаскать» на тесты нельзя. Написать ЕГЭ на 90 баллов без прочной базы нельзя. Раньше обвиняли ЕГЭ в том, что там 4 варианта ответов, можно «натыкать» на хороший результат. Сейчас структура полностью изменилась, «наобум» решить задачи не получится. Это совершенно независимая оценка знаний, коррупция сведена на нет. Плюс в аудиториях везде видеонаблюдение. После ЕГЭ у нас ребята из сёл получили возможность поступить в престижные вузы страны.
С.Л.: - Есть у вас какие-нибудь «фишки» в подготовке учеников к ЕГЭ?
С.Ф.: - Мы сейчас готовимся по-современному. У нас есть своя группа в соцсети, там же создана «беседа». Когда ученики уехали на 5 дней домой готовиться к ЕГЭ, я им скидывала задания в нашу группу. Утром первым делом захожу в нашу группу, пишу: «Привет, ребята! Сегодня скидываю вам информацию и задания. Вечером скиньте свои ответы, я проверю. Потом в «беседе» обсудим решение».
С.Л.: - Респект ребятам, которые выбирают такой сложный предмет, как химия... Проще было бы сдать литературу и «не париться», чем корпеть над формулами изо дня в день...
С.Ф.: - Зря вы так... В последние годы растёт престиж технической специальности. В этом году, например, был большой конкурс в физмат и химико-биологический профильный класс. А вот набор в гуманитарный класс, наоборот, упал. С хорошим сертификатом по ЕГЭ можно поступить в разные вузы: можно пойти в химическую или пищевую промышленность, медицину, фармацевтику, биотехнологию.
С.Л.: - А вы строгий учитель?
С.Ф.: - У меня демократическая система, я не диктатор. У меня очень быстрый темп урока. Их удивляет, как я могу работать без конспектов. Химия - не такой уж страшный и сложный предмет. Бывают такие моменты, когда мы всем классом можем посмеяться от души. Дело в том, что у меня есть свой особый «химический сленг» с такими высказываниями, как: реакции с открытым и закрытым клювиками, ашхлоридина, нам подкинули жиров, азотная кислота только и думает, что ей схватить. Есть и очень интересная поговорка внутри химико-биологического класса: «не лей воду в кислоту, потеряешь красоту!»
С.Л.: - Я знаю, что вас пригласили преподавать в Санкт-Петербургский лицей Красносельского района. Вы согласились...

Спорт

  • На пермской набережной появится фан-зона для болельщиков
    Её планируют создать в 2018 году, когда в Росси пройдёт Чемпионат мира по футболу. Фан-зону оборудуют на участке от спуска с Соборной площади до Коммунального моста, где сейчас проходит очередной этап реконструкции набережной. Подрядчик уже завершил укладку бетонного основания и начал работать...
  • В Перми на старт марафона выйдет робот
    Участие в Пермском международном марафоне, который пройдет в начале сентября, примет необычный бегун — автономный робот Promobot v.3. Вместе с другими марафонцами ему предстоит одолеть дистанцию в три километра. Как пояснили в пресс-службе администрации города Перми, главным и единственным...

Рубрика «Образование» в других городах

Можно ли отказаться от школьной формы?
15 августа 2017
«В нашей школе ввели школьную форму. Другие родители говорят, что их мнение тоже не спросили, зато теперь мы должны потратить деньги на несколько комплектов новых вещей. Могу ли я отказаться? Моя дочь и так одета по-школьному скромно. Или, если школа решила, мы обязаны подчиниться?» Татьяна, Хабаровск — Вопрос о форме...
Южноуральцев со знанием языка зовут в волонтёры на турнир по водному поло
3 августа 2017
Открыт набор волонтёров для работы на Международном Кубке губернатора по водному поло среди женских команд, сообщают в пресс-службе министерства по физической культуре и спорту Челябинской области. Соревнования состоятся в Челябинске и Златоусте с 25 по 30 сентября. В организации и проведении мероприятия будет...