Особый подход. Почему школы не спешат становиться инклюзивными?

Главные новости

  • Алхимия знаний. Формула успеха учителя
    Её ученики из года в год получают высшие оценки по ЕГЭ - от 96 до 100 баллов! Династия химиков Саша Линни, vlad.aif.ru: - Можно сказать, что любовь к химии передалась вам по наследству? Светлана Фетисова: - Я из семьи химиков: родители в своё время с отличием...
  • «У нас сейчас по расписанию море, но мы хотим идти работать»
    Почему подростки из образовательного центра не хотят идти на море, зачем они приезжают в Сочи вместе со своими учителями и как хоккеисты слушают лекции по физике? Indicator.Ru рассказывает об образовательном центре «Сириус». Что такое «Сириус» Идея центра состоит в том, чтобы, не...
Особый подход. Почему школы не спешат становиться инклюзивными?
Лето – не только время отдыха. В этот период родители детей школьного возраста ищут подходящее учебное заведение. Определяются и те, кто имеет школьников с особенностями возможностей здоровья (ОВЗ). Казалось бы, выбрать школу для них не так уж трудно. Ещё в 2012 году в России приняли закон «Об образовании», в котором говорится, что обучать детей-инвалидов обязана любая общеобразовательная школа. Но многие ли учебные заведения спешат его выполнять?
Удачный эксперимент
«У моей дочери Полины синдром «расстройство поведения». Некоторые симптомы похожи на особенности детей с аутизмом. До школы она ходила в коррекционный садик. Там научилась читать, писать, считать. И когда ей исполнилось 8 лет, встал выбор – отдать ребёнка в коррекционную школу или в общеобразовательную инклюзивную. Но из общеобразовательной, если что-то пойдёт не так, перейти в коррекционную ещё можно, а вот наоборот – никак. И я решилась на эксперимент», - рассказывает Виктория Пахомова.
Полину определили в пермскую школу № 114. Тогда она только открылась после ремонта и взяла направление на инклюзию. Мама признаётся, что девочка адаптировалась очень трудно, хотя контактна в отличие от детей, страдающих аутизмом. Однако ребёнок как бы испытывает окружающих людей, неправильно отвечая на вопросы, выдавая искажённую информацию. Привыкание длилось почти весь учебный год. Потом Полина подошла к своей учительнице и сказала: «Мне у вас понравилось. Я буду ходить в школу».
Эксперимент получился удачным. Сейчас девочка перешла в 4-й класс.
Где найти дефектолога?
Всего из 690 учащихся 114-й школы 78 детей имеют инвалидность или ОВЗ. По нормам на каждые 10-12 таких детей нужно иметь одного специалиста- дефектолога. То есть в данной школе их должно быть как минимум восемь. По факту их всего два, и ещё два педагога-предметника прошли обучение по этому профилю.
«Чтобы иметь узких специалистов, во-первых, нужны деньги. А во-вторых, тех, кто нам необходим, нет вообще, - говорит Валентина Федотова. - Все существующие вузы готовят логопедов и дефектологов для детей-дошкольников. Со средними и старшими классами они работать не умеют. А дипломированные психологи не имеют конкретных навыков работы с детьми. Они приходят и учатся всему на месте. Если вдруг враз все учебные заведения кинутся в полной мере выполнять закон об образовании в области работы с детьми, имеющими отклонения в здоровье, то они столкнутся с громадными проблемами.
Под одну гребёнку
Если говорить о материальной стороне, то финансирование коррекционных классов в разы больше обычного обучения. 114-я школа – общеобразовательная. И финансирование у неё такое же, как и в любой другой. Даже у гимназий, которые всячески открещиваются не только от детей с ОВЗ, но и просто от слабых учеников, бюджет значительно больше.
«Если вдуматься, то это нарушение закона об образовании, - сетует Валентина Федотова. – В законе нет понятий лицей, гимназия. Там написано – общеобразовательная инклюзивная школа. Кстати, несколько лет назад мы в Москве видели в гимназиях детей, имеющих отклонения в здоровье. Там это уже норма. А у нас гимназии – считаются элитными заведениями. Ни для кого не секрет, что они ведут отбор детей по успеваемости, здоровью и другим показателям».
Правда, на одного ребёнка с ОВЗ учебному заведению выделяют 32 тысячи рублей в год. Этих денег катастрофически не хватает. Большинству ребят с особенностями здоровья требуется сопровождение взрослых. Этим людям платят небольшие деньги – 6 тысяч рублей в месяц. Обычно это бывают родственники, потому что вряд ли за такую сумму согласятся находиться целый день с ребёнком посторонние люди.
Если ребёнок-колясочник вынужден пользоваться подъёмником, то сопровождающий должен пройти обучение и получить удостоверение оператора. Без этого к механизму не допускают. Эти знания нужно подтверждать каждый год. Курсы оплачивает школа из своего бюджета.
«Чтобы каждую школу сделать инклюзивной, нужны большие вложения, - откровенно сказала одна из директоров. – Лучше бы делали специализацию школ».
Но пока все учебные заведения в нашем регионе оценивают по одному показателю – среднему баллу. В рейтинге средних школ Перми за прошлый год 114-я школа стоит на 98 месте из 115. В начале списка, в основном, гимназии и лицеи. Если применять школьные оценки, то получается, что педагогический коллектив работает «на троечку». Это не даёт ни приоритетов, ни лишних финансов. Но зато педагоги школы знают, что их «сложные» воспитанники в будущем не будут жить оторванными от общества, а почувствуют себя полноценными людьми. А это дорогого стоит.
Ради школы - из Березников в Пермь
«Мой сын Максим отучился в этой школе год. Мы приехали в Пермь из Березников, где у нас был неудачный опыт обучения в общеобразовательной школе. Там дети либо дразнили сына, либо вообще не общались с ним. Он был в изоляции. У сына дефект слуха. Из-за этого у него невнятная речь. Когда я узнала, что в Перми есть инклюзивная школа, то приехала сначала на разведку. Мне понравилось, что педагоги создали атмосферу терпимости к недостаткам детей, имеющих особенности развития. В школе, например, проводится ежегодный семейный фестиваль для детей с ОВЗ и инвалидов. В нём участвуют и обычные дети. Причём, они выступают в качестве тьютеров – помощников, сопровождающих детей-инвалидов. Дело это добровольное, но всегда много желающих помочь ребятам с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы приехать сюда с мужем, тёщей, мы продали в Березниках две квартиры и сейчас снимаем жильё. Но если бы раньше узнала об этой школе, то приехала бы несмотря ни на что. Жалею об упущенном времени. Теперь у нас появилась надежда, что наш сын сможет адаптироваться к среде и будет полноправным членом общества. До этого у него была только одна перспектива – быть инвалидом со всеми вытекающими последствиями».
Комментарий
«Не всем детям с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется инклюзивное образование. Детям с тяжёлыми нарушениями в развитии сложно обучаться наравне с обычными школьниками. Некоторым комфортнее в так называемых коррекционных школах. Может быть и наоборот. Одной из задач совместного образования является включение детей с особенностями развития в социальную жизнь – сначала класса, затем школы и в итоге всего общества в целом. В условиях, где все равны, положительный результат обучения и воспитания получают все участники образовательного процесса: и здоровые дети, и те, кто имеет особенности в развитии и здоровье, и даже педагоги.
В Пермском крае более 1500 детей-инвалидов вовлечены в социально значимые проекты познавательной, творческой, социальной, благотворительной направленности. Более чем в 90 образовательных учреждениях ребята, имеющие ограниченные возможности здоровья, состоят в коллегиальных органах управления школой».

Рубрика «Образование» в других городах

Можно ли отказаться от школьной формы?
15 августа 2017
«В нашей школе ввели школьную форму. Другие родители говорят, что их мнение тоже не спросили, зато теперь мы должны потратить деньги на несколько комплектов новых вещей. Могу ли я отказаться? Моя дочь и так одета по-школьному скромно. Или, если школа решила, мы обязаны подчиниться?» Татьяна, Хабаровск — Вопрос о форме...
Южноуральцев со знанием языка зовут в волонтёры на турнир по водному поло
3 августа 2017
Открыт набор волонтёров для работы на Международном Кубке губернатора по водному поло среди женских команд, сообщают в пресс-службе министерства по физической культуре и спорту Челябинской области. Соревнования состоятся в Челябинске и Златоусте с 25 по 30 сентября. В организации и проведении мероприятия будет...